На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Меня же, самую старшую (10 лет) мама сохранила..."

https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/ozarichi-b...

Мама тепло натопила печь, конец февраля морозил будто, прощался навсегда. Даша выскочила в двор, за ней увязался маленький Саша. Малыш любил свою сестрёнку, заботливо ухаживающую за ним непоседой. Гул самолётов заставил многих выйти из своих домов.

Никто и никогда не видел такого количества самолётов. Все летели в строгом красивом порядке. Даша восхищённо воскликнула, показывая брату небо, покрытое железными птицами.

-Даша, смотри птички какают! - Саня, теребя пальтишко сестрёнке, пытался остановить её. Даша, присматриваясь к летящим на землю множественным чёрным точкам, почувствовала не хорошее. Схватив братика не успела добежать до дома. Точки приближаясь к земле становились огромными осами, плюхаясь смертоносно взрывались, разрывая на куски полоротых жителей. В щепки превращались дома, накрывая собой своих хозяев. Кричали и плакали все, но никто никого не слышал. Взрывы уничтожали всё вокруг. Забежав домой столкнулась с мамой. Держа в руках сестрёнку кричала, чтобы все бежали в погреб за домом. Хотела спрятать там своих детей. Бомбы нас пожалели, подумала Даша, стихло всё кругом. Между двух досок в щелочке показались немцы. Мотоциклы заполняли разбомблённую деревню солдатами. Стрельба началась сразу, как они приехали. Пули летели во всё движимое. Испуганные гуси, утки, куры бегали по деревне.

Немцы, смеясь целились в них и похвалялись убитыми с первого раза. Дом Даши чудом уцелел. Мать собрала детей и хотела согреть возле печи. Здоровый солдат, не церемонясь прикладом выгнал четверых детей из собственного дома. Гнал, покрикивая на своём «басурманском языке», до сарая. Мать собирала детей в «горстку», чтобы не убежали от страха. Саша плакал, Таня, прихрамывая, схватила подол Даши, прячась в него. Сеня на руках выл и тёр ладошками глаза. На сене в сарае сидел испуганный щенок. Подбежал сразу, как почуял свою любимицу Таню. Девочка схватила крохотный комочек, заталкивая под пальтишко, пряча от страшной участи. Дверь сарая закрылась. В тишине стали успокаиваться дети. Напуганные, голодные сидели, прижавшись друг к другу. Мать успела схватить шерстяное одеяло, которым и накрыла всех от холода. Вечером щенок, проголодавшись, носом прокрался к оттопыренному карману Тани. Девочка вытащила пирожок с картошкой (мама накануне этих бед стряпала). Ручки потянулись к аппетитному кушанью. Даша поделила на всех по кусочку. Саша не наевшись собирал по полу сарая засохшие хлебные корочки, припрятанные псом на чёрный день. Разбудил протяжный, мужской крик. Немцы выгоняли всех жителей деревни. Мать со страхом оглядела детей мысленно прощаясь с каждым.

-Хоть бы всех сразу! -взмолилась шёпотом. Но у солдат был другой приказ. Создавая колонну из живых людей, погнали по дороге, били, толкали…стреляли в тех, кто убегал. Неделю шли, голод и холод забирали многих. Люди падали и уже не подымались. Матери старались пристроить своих ослабевших детей на телеги к кучеру-немцу. Смерть пришла к Саше первой. Раздобыв где-то кусочек хлеба, мама попыталась накормить мальчика. Открытые глазки ребёнка застыли, хлеб так и остался на губах, мама сильно заплакала. Выла уткнувшись в пальто, чтобы не слышали немцы, и не забрали тельце. Ночью рыла руками землю, похоронить по-человечески хотела. Нас привели в лес. Прошёлся шёпоток…пришли на место. Многие обламывали с деревьев сучья, подкладывали под себя. Падали радуясь окончанию мучительного перехода. Даша увидела небольшой валежник, поспешили к нему. Руками обминая сучья, мать поглядывала на вышки Солдаты с автоматами менялись часто, мёрзли.

Фашисты наказывали за все подряд: нельзя было строить шалаши, делать подстилки, разжигать костер. Лишь два раза удалось разжечь кому-то. Вши заедали, горстями люди вытаскивали их, бросали, давили…Сыпной тиф убивал измождённых людей. Голод уносил детей. Трупы лежали везде. Таню Маша нашла рядом с ограждением. Сестра, скрючившись от боли, лежала не двигаясь. В руке зажала кусочек коры…Девочка поняла сразу, не заплакала…прижалась к Тане и застонала. Тащила к матери потихоньку, сил не было. Глаза женщины закрылись, но слёзы вытекали струйками по шее и прятались в вонючей грязной одежде. За сестрой следом умер Петя, прижимая куклу из сена, сделанную сестрой Дашей.  Жизненные силы уходили, мать кутала Дашу, последнего ребёнка прятала от смерти.

-Мама, они все стоят и машут руками…Саша, Таня, Петя, -проснувшись, неслышно бормоча в бреду, говорила Даша.

-Прощаются с тобой, значит жить тебе долго и счастливо, - твёрдо убеждала дочку. Дожить до следующего дня помогала вера. Прижав дочь к себе, пролежала весь день, вслушиваясь в дыхание девочки. Утро десятого дня освободило и живых, и мёртвых…советские солдаты входили в лагерь…

По материалам:

https://mix.tn.kz/mixnews/byilo-interesno-vzroslyie-dushat-d...

 

 

 

Картина дня

наверх